Роды — это физиологический процесс, требующий напряжения и
усилий не только от матери, но и от плода. Рождающийся ребенок является
активным участником родов и не равнодушен к происходящим с ним событиям.
Вопреки существующему мнению, что плод во время родов полностью безучастен, он
переживает свое рождение с эмоциями необыкновенной силы. Состояние стресса,
переживаемое ребенком во время рождения, принято называть родовым стрессом. Стресс,
переживаемый плодом в ходе благополучных биологически адекватных родов,
является физиологической нормой. Благодаря процессу родов и физиологическому
родовому стрессу происходит перестройка всех систем жизнеобеспечения плода, что
позволяет новорожденному успешно приспособиться к внеутробному существованию.
Помимо физиологической перестройки роды являются механизмом, определяющим
характер психоэмоциональных реакций и поведения человека.
Перинатальным
называют период развития ребенка с 28 недели внутриутробной жизни до исполнения
ему 1 недели после рождения, включая роды Перинатальная психология занимается
изучением переживаний плода перед родами, во время них и в первые часы и дни
жизни ребенка. Главным предметом изучения перинатальной психологии является
опыт биологического рождения и его значение в последующей жизни человека.
Опыт биологического рождения
Современные исследования в области психологии, психотерапии
и психиатрии таких видных ученых, как Альфред Адлер, Вильгельм Райх, Отто Ранк,
Нандор Фодор, Абрахам Маслоу, Станислав Гроф и других, доказали, что у человека
(впрочем, как и у всех млекопитающих) сохраняется бессознательная память о
биологическом рождении, которая в дальнейшем определяет его физическое и
психическое здоровье, стиль поведения, характер психоэмоциональных реакций и
отношение к окружающему миру.
Доказательством того, что в памяти человека сохраняются
события биологического рождения, является целый ряд исследований, во время
которых было обследовано несколько тысяч пациентов в возрасте от 20 до 60 лет
(более 25 000). Эти исследования показали, что события рождения и первых дней и
недель жизни запечатляются в памяти человека с фотографической точностью [С.
Гроф, 1993].
Во время лечебных психотерапевтических сеансов, целью
которых было воспроизведение ситуации родов, пациенты вспоминали и переживали
действительные события биологического рождения во всей их сложности.
Впоследствии это подтверждалось объективными свидетельствами. Часто люди до
сеанса не знали обстоятельств своего рождения. Во время сеанса им удавалось
вспомнить особенности и аномалии утробного положения, детальную механику родов,
характер родовспомогательного вмешательства и послеродового ухода. Удивительно
то, что описания пациентов в точности соответствовали рассказам их матерей о
ходе родов. Обычно явственно вспоминаются переживания, связанные с ягодичным
предлежанием и поперечным положением в матке, обвитием пуповиной, применением
стимуляции, анестезии и использованием других препаратов, вскрытием плодного
пузыря, разными акушерскими приемами, перерезанием пуповины, реанимационными
процедурами и т.д.
Имеются также наблюдения, свидетельствующие о том, что
переживание рождения на психотерапевтических сеансах сопряжено с биологическими
изменениями в теле, копирующими ситуацию действительных родов. Примером тому
служит низкое кислородное насыщение крови, биохимические признаки стресса и
специфические характеристики углеводного обмена, характерные для плода в период
родов. Такое комплексное восстановление ситуации рождения, распространяющееся
на внутриклеточные процессы и на цепочки биохимических реакций, говорит о ее
значимости для всей последующей жизни человека [С. Гроф. «За пределами мозга»,
1993].
Содержание воспоминаний о рождении
Современная психология и психиатрия рассматривают процесс
родов как ключевой в формировании психики и сознания человека. Бессознательная
память о событиях рождения составляет перинатальный уровень и существует в виде
отдельных блоков информации, которые формируются на разных этапах родов. Эти
динамические информационные структуры называют перинатальными матрицами.
Перинатальные матрицы — это устойчивые структуры, являющиеся
базовыми для всех психофизиологических реакций в течение всей последующей жизни
индивида. Они предопределяют стереотипы и стиль поведения, способы действий и
избирательность к внешним объектам и событиям, а также уровень физического
здоровья человека.
Чаще всего в трансперсональной психологии выделяют четыре
базовые перинатальные матрицы (БПМ), которые формируются во время беременности
и на каждом этапе родов. Первая матрица формируется в конце беременности,
вторая — в первом периоде родов во время раскрытия шейки матки, третья — во
втором периоде родов при прохождении плода по родовым путям, четвертая — в
момент рождения ребенка. Опишем их содержание.
Первая базовая
перинатальная матрица (БПМ I) возникает во время благополучного
внутриматочного существования плода при обычном положении (продольном,
головном) и отражает симбиотическое единство матери и плода. Согласно С. Грофу,
БПМ I характеризуется отсутствием границ и препятствий, например океаническое
сознание или пребывание в межзвездном пространстве, связью с матерью-Природой в
ее лучших проявлениях, например мирные и изобильные картины природы, дающей
индивиду пищу, полную безопасность и блаженство.
Вторая базовая
перинатальная матрица (БПМ II) формируется в первом периоде родов во время
родовых схваток. Она содержит ощущение тревоги и надвигающейся опасности,
память о ситуациях, угрожающих выживанию или целостности тела человека, а также
о нахождении в замкнутом пространстве (тюрьме, лабиринте), отсутствии выхода.
Кроме этого, может воспроизводиться апокалиптическое видение мира,
бессмысленность и абсурдность человеческого существования, зловещие цвета,
душевные и телесные мучения, тревога, чувство вины и надвигающейся опасности.
Телесные страдания бывают связаны с ощущением голода, жажды, тошноты, болей в
прямой кишке, мочевом пузыре или в области половых органов.
Третья базовая
перинатальная матрица (БПМ III) содержит память о втором периоде родов и
характеризуется отчаянной борьбой за выживание, сильнейшим механистическим
сдавливанием и удушьем, контактом с биологическими продуктами (кровь, кал,
слизь и т.п.). Индивид переживает элементы титанической битвы, садомазохистские
ситуации и сильное сексуальное возбуждение. Это смесь агрессии и яростной
биологической реакции на удушье, боль и тревогу. Здесь ситуация не кажется
безнадежной, а сам индивид беспомощным. «Он принимает активное участие в
происходящем и чувствует, что страдание имеет определенную направленность и
цель» [С. Гроф, 1993].
Четвертая базовая
перинатальная матрица (БПМ IV) связана с моментом непосредственного
появления ребенка на свет, предшествующего периоду релаксации. «В этой
последней стадии мучительный процесс борьбы за рождение подходит к концу,
продвижение по родовому каналу достигает кульминации, и за пиком боли,
напряжения и сексуального возбуждения следует внезапное облегчение и
релаксация. Ребенок родился и после долгого периода темноты впервые сталкивается
с ярким светом дня (или операционной). После пересечения пуповины прекращается
телесная связь с матерью, и ребенок вступает в новое существование как
анатомически независимый индивид» [С. Гроф, 1993]. Эта матрица содержит опыт
смерти-возрождения. Непосредственно перед появлением на свет индивид переживает
полное уничтожение на всех мыслимых уровнях — от физической гибели до
морального разложения и грехопадения. Немедленно за этим крахом следует видение
света ослепительной красоты, чувство духовного освобождения, спасения и
искупления грехов. Эти переживания сопровождаются потоком положительных эмоций
в отношении себя и существования вообще.
Нейроэндокринные механизмы формирования перинатальных матриц
Перинатальные матрицы, определяющие поведение и
психоэмоциональное состояние человека, отражают реальные события родов и
формируются как нейроэндокринные структуры и информационные клише, отражающие
взаимосвязь нервных и эндокринных процессов. Именно во время естественных родов
в мозгу ребенка устанавливается так называемый «гормоностат», который
впоследствии будет регулировать соотношение гормонов в его организме Специфика
действия этого гормоностата определяется индивидуальным гормональным балансом,
который устанавливается на каждом этапе родов и является оптимальным для
данного ребенка. Именно эти соотношения гормонов и нейрогормонов определяют
состояние психического и физического здоровья, а также законы
психоэмоциональной жизни индивидуума.
Во время физиологических родов в организме рождающегося
младенца присутствует сложный гормональный баланс, который отличается высоким
содержанием окситоцина, пролактина, адреналина и норадреналина, эндорфинов,
кортизона и кортизола. Каждый из этих гормонов стимулирует определенные
физиологические функции организма плода, в совокупности обеспечивая его
благополучное рождение. Например, адреналин и норадреналин повышают
энергоотдачу, активизируют работу кровеносной системы и дают необычайно сильное
мышечное напряжение, обеспечивающее стремление к преодолению препятствий.
Норадреналин способствует также совершению ребенком первого вдоха и
осуществлению самого процесса дыхания в первые минуты после рождения. От матери
плод получает окситоцин и питуитрин, стимулирующие его мышечную активность, а
также эндорфины, оказывающие болеутоляющее действие.
Каждый из нижеперечисленных гормонов регулирует
физиологические процессы и психоэмоциональные реакции человека. Выделим
основные гормоны, регулирующие родовую деятельность, и охарактеризуем связанные
с ними психоэмоциональные процессы.
Окситоцин — гормон связи, супружеской любви и привязанности.
Кроме этого, он влияет на процессы памяти, способствуя забыванию событий.
Пролактин — гормон материнства, материнской любви и
привязанности, которая устанавливается между матерью и ребенком.
Эндорфины — нейрогормоны, вырабатывающиеся во время переживания
счастья и блаженства, ничем не омраченной радости, дающие чувство
удовлетворения и имеющие болеутоляющий эффект
Катехоламины (адреналин и норадреналин) — гормоны стресса,
вызывающие агрессию и возбужденность, напряжение и страх.
Кортизон и кортизол — гормоны подавленного действия, вызывающие
депрессивные состояния, покорность и подчинение ситуации, отсутствие стремления
к сопротивлению. При их высоком уровне содержания в крови снижаются все функции
организма и подавляется репродуктивная функция.
Каждый этап родов характеризуется разным соотношением
гормонов и нейрогормонов и соответствующим психоэмоциональным состоянием,
которое и отражается в содержании определенной перинатальной матрицы. Например,
в периоде раскрытия поднимается уровень катехоламинов, кортизона и кортизола.
Наличие этих гормонов определяет подчинение стихии родовых сил, возникновение
чувства тревоги, активизацию действий в поисках расслабления и облегчения
своего состояния. В потужном периоде поднимается уровень катехоламинов, а
уровень кортизона и кортизола падает. Это порождает активное стремление
освободиться, необыкновенную волю к победе и преодолению всех препятствий.
Таким образом,
нейроэндокринной основой для формирования перинатальных матриц является
физиологическое соотношение перечисленных гормонов и нейрогормонов на разных
этапах родов. Очень важно, чтобы в общей гормональной картине протекания родов
не было нарушено содержание окситоцина, пролактина, эндорфинов, которые
обеспечивают формирование материнской любви и привязанности (по отношению
ребенка к матери и матери к ребенку), дают ощущение радости и счастья, чувство
полной защищенности и удовлетворенности.
Опыт рождения и формирование моделей поведения
Переживания, возникающие у ребенка в ходе рождения,
складываются в следующую картину: внутриутробное существование перестает
устраивать младенца, и он решает покинуть матку; начинаются схватки и,
постепенно ухудшаясь, внутриматочные условия становятся невыносимыми; реакцией
на ухудшение условий является невероятное напряжение, борьба в родовом канале и
стремление вырваться из него; в результате момент рождения переживается как
освобождение, как фундаментальное улучшение по отношению к прежнему состоянию.
Этот сценарный план характерен для всех житейских событий: возникновение
проекта и принятие решения его осуществить, трудности в реализации задуманного,
которые сменяются невыносимым положением, затем следуют активные действия,
направленные на избавление от препятствий любыми средствами, борьба и полное
разрешение проблемы. Таким образом,
перинатальные матрицы активизируются под воздействием внешних событий в
очередности, заданной ходом родов, и определяют характер поведения и
психоэмоциональных реакций человека.
Механизмом реализации перинатальной бессознательной
информации является «гормоностат», устанавливающийся в мозгу ребенка во время
родов и в дальнейшем предопределяющий сценарий его поведения и
психоэмоциональных переживаний, содержащих вызов и стимул, столкновение с
препятствиями и триумфальный выход из неблагоприятной ситуации. Эти переживания
выполняют положительную роль в дальнейшем развитии ребенка, а впоследствии
взрослого человека, и формировании его отношения к внешнему миру. За счет опыта
биологического рождения индивидуум приобретает готовность к будущим
превратностям жизни, выносливость в борьбе и преодолении препятствий,
способность понимать жизнь как последовательность проектов.
Итак, естественные роды формируют следующую модель
поведения:
- выбор времени и
условий рождения — принятие жизненно важного решения, разработка проекта и
твердое намерение его осуществлять;
- начало родов —
начало реализации проекта, когда царит приподнятость духа, некоторая эйфория, и
пока не ясно, насколько будет трудным достижение цели;
- период раскрытия
— переживание трудностей, встретившихся на пути к реализации задуманного, когда
индивид ощущает свою зависимость от обстоятельств, но уже не может отступить
назад (мосты сожжены), и в то же время он не может оценить степень сложности
достижения намеченной цели, у него появляется неуверенность в правильности
выбора, чувство уныния, тревоги, вины, приближающейся опасности или опасной
борьбы;
- разрыв плодного
пузыря — рывок к достижению цели, обусловленный желанием прекратить
сомнения, осознание правильности выбора;
- потужной период
— активные действия, вступление в опасную борьбу, титаническую решающую схватку
для преодоления всех препятствий на пути к достижению цели (девиз «все или
ничего!»), перед решающим моментом в ее достижении наступает кратковременный
арах перед исходом, колебания и желание вернуться к исходному состоянию;
- появление на свет
— ощущение полной, справедливой и честной победы, удовлетворенности от
преодоленных трудностей и достигнутого результата, радости за себя, ощущение
самодостаточности и полноценности, полнота ощущений, любовь и чувство
достигнутого счастья.
В результате
благополучных физиологических родов у индивидуума формируется модель поведения,
соответствующая психофизиологической норме и позволяющая ему адекватно
реагировать на внешние события. Причем очередность поведенческих реакций
задается динамикой смены перинатальных матриц в ходе родов.
Родовой стресс и психическое здоровье личности ребенка
Если в результате
биологически адекватных родов ребенок переживает физиологический стресс, являющийся нормой, то в результате вмешательств
в роды родовой стресс превращается в родовую
травму или травму первого рода. Современные
исследования в области психологии и психиатрии, проведенные такими
исследователями, как Отто Ранк, Абрахам Маслоу, Станислав Гроф и др., доказали
связь между развитием различных психических расстройств и психосоматических
заболеваний и травмой первого рода, полученной ребенком во время рождения.
В результате
благополучных физиологических родов у ребенка формируются адекватные модели
поведения, положительные установки по отношению к окружающему миру, чувство
удовлетворения и полноценности. В этом случае сформировавшиеся перинатальные
матрицы будут отражать психоэмоциональную и поведенческую норму. Вмешательства
в ход родов и отклонения от их нормального течения привносят в эту картину
«титанической борьбы, ощущения справедливой победы и обретения счастья» целый
ряд негативных моментов. Причем характер негативных переживаний ребенка тесно
связан с фазой родов и характером вмешательства в их ход. Если такие установки
возникли, то впоследствии, в случае активизации соответствующей бессознательной
информации, они послужат для возникновения тех или иных заболеваний и
психических расстройств, которые могут проявиться в любом возрасте вплоть до
старости.
В основе нарушений
психоэмоциональной сферы и поведения человека, возникающих в результате травмы
рождения, лежит искажение их нейроэндокринной картины. Всякое отклонение от
естественного развития родовой деятельности приводит к нарушению
физиологического гормонального баланса и формированию аномального
«гормоностата» в мозгу новорожденного. Возможными последствиями этого являются:
искажение моделей поведения, неадекватная реакция на объекты и события
окружающего мира, заболевания, имеющие психогенную природу.
В ходе физиологических
родов в организме женщины идет интенсивная продукция таких гормонов, как
окситоцин, пролактин, эндорфины, катехоламины, кортизон, кортизол и пр.
Вследствие некорректного ведения родов или развития патологии родовой
деятельности этот баланс нарушается в сторону тех или иных гормонов, что и
приводит к нарушениям поведения и появлению симптомов психосоматических
заболеваний.
Например, в периоде
раскрытия, пока шейка матки еще не раскрылась, ребенок находится в ситуации
подавленного действия. Продолжительное пребывание в такой ситуации без
положительных изменений опасно, поскольку приводит к сдвигу гормонального
баланса в сторону гормонов подавления действия – кортизона и кортизола.
Продуцирование и накопление в тканях большого количества этих гормонов является
причиной множества отдаленных во времени последствий, таких как угнетение
иммунной системы, разрушение функции тимуса. В свое время это может привести к
развитию таких психосоматических заболеваний, как гипертония (высокое кровяное
давление), язва желудка, аллергия, различные сексуальные расстройства, болезни
иммунной системы, колиты, гастриты, онкологические и многие другие заболевания.
Приведем в качестве
примера соответствие между психоэмоциональными расстройствами и аномальными
концентрациями некоторых гормонов:
окситоцин — превышение уровня этого гормона во время родов приводят к чрезмерно
сильному сексуальному возбуждению, что в дальнейшем может привести к нарушениям
сексуального поведения;
адреналин — аномальные уровни этого гормона впоследствии могут привести к
преобладанию агрессивных установок, садизму и членовредительству;
кортизон — повышение уровня этого гормона приводит к депрессивным состояниям,
клаустрофобии, комплексу тревоги и вины, мазохизму.
Таким образом, нарушение естественного гормонального
баланса, возникающего в ходе физиологических родов, может впоследствии привести
к нарушениям в психоэмоциональной сфере ребенка, возникновению и развитию
психосоматических заболеваний.
Отклонения в ходе родов и формирование психических расстройств и психосоматических заболеваний
Последствия
неблагополучных родов или некорректных вмешательств в роды мало предсказуемы,
и, что самое печальное, они могут обнаружиться не только в детском возрасте, но
и в подростковом периоде и в зрелом возрасте, ив старости. Современные
исследования, проведенные С. Грофом, Д. Грэхэмом и др., позволяют выявить
некоторые закономерности формирования различных психических и психосоматических
заболеваний, являющихся результатом родового стресса, и соотнести их с
различными фазами родов. Это позволяет, зная картину родов и характер
вмешательств в их ход, определить группу риска новорожденного.
Перед родами
Норма.
Самопроизвольные роды, предполагающие физическую и психическую готовность
ребенка к появлению на свет; принятие им жизненно важного решения, разработка
проекта и твердое намерение его осуществить.
Вмешательства:
плановые роды (кесарево сечение, стимуляция родовой деятельности), когда
решение о времени и месте рождения остается за врачами или родителями без учета
состояния и готовности ребенка.
Последствия.
Все внешние воздействия играют роль дополнительных травмирующих факторов,
которые инициируют аномальный выброс
кортизона, кортизола и адреналина, что вызывает у плода тревогу, беспокойство и
чувство страха за свою целостность и благополучие. Эти воздействия фиксируются
памятью плода как акт грубого насилия и вселенской несправедливости.
Заболевания и психические расстройства
Психосоматические
заболевания: дыхательной и
сердечно-сосудистой систем, гипертония.
Психические
расстройства: депрессия,
комплекс тревоги, обиды и вины.
Расстройства
поведения: затруднения в
принятии решения, разработке проекта; невозможность довести до конца любой
проект или решение; колебания или, напротив, раздражение и недовольство, когда
кто-либо, хотя бы косвенно, касается дел индивидуума; подозрительность по
отношению к родственникам и знакомым из-за боязни, что те хотят принять за него
какое-либо важное решение, но в то же время индивидуум может постоянно
нуждаться в ком-то, кто способен принять решение за него. Такие люди редко
бывают способны взять на себя ответственность за происходящее.
Период раскрытия
Норма. В
начале родов царит приподнятость духа, начало реализации проекта сопровождают
эйфория и радостные чувства. С развитием родовой деятельности и усилением
маточных сокращений у плода возникает ощущение удушья. Плод переживает ощущение
тревоги, чувство надвигающейся опасности.
Вмешательства:
стимуляция родовой деятельности, прокол пузыря, обезболивание, вынужденное
положение женщины в родах, дискомфортная ситуация, которая не обеспечивает
максимального расслабления, свободного поведения и спокойствия.
Последствия.
Все привнесенные антифизиологичные и несвоевременные воздействия на этом этапе
родов являются травмирующими факторами, которые усугубляют все характеристики
второй перинатальной матрицы. Переживаемые плодом ощущения тревоги и
надвигающейся опасности (по сравнению с ситуацией нормальных родов) многократно
усиливаются. Согласно описаниям С. Грофа, к этим переживаниям прибавляются
чувство вины и неполноценности, депрессивные состояния, необычайно острые
душевные и телесные страдания, страх за свою жизнь и целостность. Эти
переживания могут сопровождаться образами ада, кошмарного сна, заключения в
темницу, переживанием страшных пыток и душевных мучений [С. Гроф, «За пределами
мозга», 1993].
Эмоциональные
переживания сопровождаются неприятными телесными ощущениями: повышением
давления, удушьем, сбоем сердечного ритма, спазмами пищевода и желудка,
затруднениями в работе мочевого пузыря и почек, жаром и ознобом, потливостью.
Заболевания и психические расстройства
Последствия в
младенческом возрасте:
ослабление эмоциональных связей между матерью и ребенком, ослабление рефлекса
сосания.
Психосоматические
заболевания: заболевания
сердечно-сосудистой системы, сердечная недостаточность, аритмия, язва желудка,
гастриты, расстройства мочеиспускания и функции почек, псориаз.
Психические
расстройства: психозы,
связанные с ощущением бессмысленности бытия или безвыходности ситуации; тяжелая
заторможенная депрессия, общая заторможенность; комплексы неполноценности,
неуверенности, вины, тревоги; боязнь замкнутых пространств (клаустрофобия).
Медикаментозные вмешательства
К медикаментозным
вмешательствам в ход родов можно отнести любые инъекции, а также введение
препаратов другими путями (прием внутрь, применение свечей, вдыхание): введение
глюкозы, аскорбиновой кислоты, стимуляция родовой деятельности (окситоцин,
питуитрин), обезболивание, анестезия и др. Все медикаментозные вмешательства
имеют вполне конкретные последствия для ребенка, поскольку все они нарушают
естественный гормональный баланс. Согласно исследованиям, проведенным в
европейских странах, самыми страшными последствиями медикализированных родов
сегодня считаются суицид и распространение наркомании среди молодежи и
подростков. Эти данные сегодня подтверждены отечественными исследованиями,
проведенными Российской наркологической ассоциацией.
Глюкоза и
аскорбиновая кислота
воздействуют на печень и среди прочего приводят к появлению более выраженной,
чем в норме, желтушки у новорожденного.
Стимуляция родовой
деятельности, например, с
помощью окситоцина, нарушает естественный гормональный баланс. В результате
медикаментозного регулирования схваток у женщины возникают более сильные
маточные сокращения, чем в норме. Это, в свою очередь, приводит к ухудшению
самочувствия плода, возникновению у него ощущения удушья. Такие
распространенные нарушения, как ПЭП, повышенная нервно-рефлекторная
возбудимость, повышенное внутричерепное давление, неонатологи считают
результатом стимулированных родов. В более зрелом возрасте результатом
стимуляции родов могут стать депрессии, клаустрофобия, сексуальные
расстройства.
Обезболивание и
анестезия часто являются
причиной наркотической депрессии у новорожденных. Применение анестезии в родах
может привести к алкоголизму, наркомании, депрессиям. Кроме этого,
обезболивание ослабляет или разрушает психоэмоциональные связи между матерью и
младенцем, значительно снижает потенциал женщины как кормящей матери, снижает
возможность грудного вскармливания. В этом отношении особенно опасна
эпидуральная и перидуральная анестезия, которая исключает возможность
пробуждения материнского инстинкта и нарушает нормальное формирование
материнской привязанности к своему ребенку. Самки животных, которым делали во
время родов анестезию, покидали своих детенышей, не проявляя к ним никакого
интереса.
Вскрытие плодного пузыря
Наличие плодного
пузыря смягчает состояние ребенка во время схваток, поэтому его вскрытие (амниотомия)
вызывает отягчение состояния младенца. Вскрытие плодного пузыря ухудшает
внутриматочные условия и является причиной ухудшения самочувствия рождающегося
плода, вызывает у него испуг и приводит к резкому повышению уровня адреналина.
Это сразу же отражается на его сердечном ритме (возникают сбои, учащается или
замедляется ритм). При самопроизвольном преждевременном излитии вод плод также
переносит схватки тяжелее, чем в случае если целостность пузыря сохранена, но
не испытывает испуга при его вскрытии.
Последствиями этого
вмешательства являются головные боли, мигрени, гипертонии, а также изменение
модели поведения человека. В результате он теряет способность к открытию
«второго дыхания» и решительному рывку для преодоления трудностей.
Кроме этого, в раннем
возрасте искусственное вскрытие плодного пузыря приводит к страху перед струей
воды (невозможность купаться под душем или обмываться под струей воды из
крана), водопадом и страху бряцающих звуков, которые напоминают бряцание
акушерского крючка для вскрытия плодного пузыря о металлический лоток (это
реальные звуки, присутствующие во время амниотомии).
Потужной период
Норма. Этот
период родов знаменует активные действия, вступление в борьбу для преодоления
всех препятствий на пути к достижению цели.
Вмешательства или осложнения: введение медикаментов, вынужденное положение роженицы и некомфортная
поза, отрицательные эмоции, акушерские операции (эпизиотомия, наложение щипцов,
применение вакуума и т.д.).
Последствия.
Все вмешательства в роды в этот период приводят к усугублению характеристик
третьей перинатальной матрицы, к более глубокой фиксации памятью младенца
невероятного давления и болевых ощущений, активной борьбы за свою жизнь со
смертельной опасностью и невероятного мышечного напряжения, страха за свою
целостность, агрессии и сильного полового возбуждения. Кроме этого, память
ребенка фиксирует физический контакт с кровью, слизью и другими биологическими
продуктами, который наиболее отчетливо запечатляется в случае несвоевременного
вскрытия плодного пузыря (т.е. до полного раскрытия шейки матки), который
изолирует голову ребенка от контакта с выделениями и кровью.
Заболевания и психические расстройства
Психосоматические
заболевания: заболевания прямой
кишки и мочевого пузыря, энурез и энкопрез (недержание мочи и кала), сердечная
недостаточность, психогенная астма, логопедические проблемы, тики, заикание,
судороги, припадки, мигрень, гипертония.
Психические
расстройства: агрессивность,
возбужденная депрессия, нарушения сексуального поведения, сексопатологии и
извращения (фригидность и импотенция), навязчивые состояния, тревожная истерия,
травматические неврозы (боязнь получить травму или, напротив, стремление ее
нанести), членовредительство, маниакальные проявления, боязнь утратить контроль
над работой сфинктеров, садомазохизм.
Последствия в
младенческом возрасте:
агрессивность, неконтактное поведение, раскусывание сосков матери, стремление к
членовредительству, неадекватное отношение к биологическим отходам, боли в
кишечнике, затрудненный отход газов, колики.
Расстройства
поведения: неблагополучный
потужной период впоследствии может послужить причиной необъяснимой агрессии,
стремления к насилию или, напротив, стремления к самоубийству и
членовредительству. Сбои на этом этапе родов могут ассоциироваться с ощущением
крушения, полного краха и чувства близкой гибели. Одним из самых невинных
нарушений является невозможность завершить начатое дело. Как только индивид
будет подходить к финальной стадии реализации любой цели, он будет переживать
чувство полной безнадежности, неудовлетворенности, ощущение ложного пути и
оскорбленного достоинства, какой-то страшной ошибки. Эти переживания не дадут
ему возможности почувствовать удовлетворенность от любых действий. Он находится
в плену стремления снова и снова повторять какое-либо действие, не получая
удовлетворения от совершенного.
Кесарево сечение
Результатом
появления на свет путем кесарева сечения является отсутствие прохождения
третьей и четвертой перинатальных матриц. Станислав Гроф приводит свои
наблюдения за такими пациентами: Достигнув
уровня рождения, те, кто был рожден кесаревым сечением, сообщают о чувстве
неправильности, как будто они сравнивают способ, каким пришли в этот мир, с
какой-то филогенетической или архетипической матрицей, показывающей, каким
должен быть процесс рождения. Удивительно, как им явно не хватает переживания
нормального рождения — содержащегося в нем вызова и стимула, столкновения с
препятствиями, триумфального выхода из сжимающего пространства [С. Гроф,
«За пределами мозга», 1993].
Первый час жизни
Норма. Момент
рождения запечатлевается в памяти новорожденного, согласно описаниям С. Грофа,
как видение «ослепительного белого или
золотого света сверхъестественной яркости и красоты», ощущением полной
победы, успешного преодоления препятствий, освобождения от тревоги, вины,
депрессии. Новорожденный ощущает себя триумфатором и свободным высокодуховным
существом, мир кажется ему прекрасным и безопасным местом.
Вмешательства:
быстрое и некорректное пересечение пуповины, отсутствие укладывания в
безопасную позу, яркий свет, незнакомые запахи и голоса незнакомых людей,
разлучение с матерью, очищение носоглотки ребенка от слизи с помощью груши или
катетера, отсутствие телесного и зрительного контакта с матерью и прикладывания
к груди в физиологические сроки.
Последствия.
Вмешательства на этом этапе родов приводят к искажению содержания четвертой
перинатальной матрицы, фиксации памятью новорожденного не позитивных, а
негативных переживаний, связанных с рождением. Вместо запечатления чувства
справедливой победы и триумфа ребенок запоминает ощущение отсутствия опоры
(подвешенности и неопределенности), ослепление ярким светом, оглушение тишиной
и незнакомыми запахами, пупочные спазмы (острая боль в пупке, сбои дыхания,
страх смерти и кастрации), общее изменение телесных ощущений. Таким образом, в
памяти новорожденного не фиксируется чувство удовлетворения от достигнутого и
не формируется положительная установка, связанная с достижением цели. Разлучение
с матерью и отсутствие контакта с ней, отсутствие прикладывания к груди в
физиологические сроки не дает возможности реализовать врожденную программу
импринтинга. У новорожденного вместо положительных переживаний по отношению к
внешнему миру закрепляется негативное отношение: вместо прекрасного и безопасного
мира он попадает в очень опасное и ненадежное место, к которому вынужден
относиться отрицательно.
Заболевания и психические расстройства
Психические
расстройства: психозы, мании, в
частности, навязчивые идеи миссионерского характера, психосексуальные
расстройства (женский гомосексуализм, у мужчин боязнь полового акта из-за
страха утратить или травмировать половые органы или, напротив, стремление к
такой травме и др.), травматические неврозы. Менее тяжелым и наиболее
распространенным является нарушение психики, которое выражается в чувстве
неудовлетворенности, т.е. человек не может испытывать удовлетворения от
завершенного дела. Его постоянно мучает смутное чувство упущенного или
недосягаемого счастья, неустанные и бессмысленные поиски потерянного рая,
беспокойство и нервозность.
Последствия в
младенческом возрасте: острые
блуждающие боли в области пупка, колики и беспричинный плач, снижение
активности сосания, отказ от груди, неадекватное отношение к гениталиям,
неконтактное поведение, комплекс недоверия по отношению к родителям,
затрудненная социальная адаптация, отрицательная установка по отношению к
внешнему миру, убежденность в полном непонимании со стороны окружающих.
Контакт с матерью
Физический контакт
матери и ребенка после рождения, прикладывание новорожденного к груди,
обеспечивает ему чувство защищенности и уверенность в материнской поддержке, а
матери — любовь к своему чаду и устойчивую лактацию. Отсутствие телесного
контакта приводит к снижению активности сосания, отказу от груди, неконтактному
или антисоциальному поведению, появлению комплекса недоверия в адрес окружающих
и, в частности, родителей, затрудненной социальной адаптации, отрицательной
установки по отношению к внешнему миру, потере сенсорных ориентиров, нарушению
в восприятии своего тела и своего собственного Я.
Согласно наблюдениям
известного психотерапевта Джеофа Грэхэма, отсутствие первого зрительного
контакта с матерью «глаза в глаза» приводит к отсутствию у индивидуума
способности смотреть в глаза другому, не отводя взгляда, ощущению дискомфорта и
неловкости при обмене взглядами.
Пересечение и перевязывание пуповины
Наиболее
благоприятным для пересечения пуповины является время после окончания ее
пульсации. Несвоевременное и некорректное пересечение пуповины в младенческом
возрасте может привести к неудовлетворенности сосанием, отказу от груди,
беспричинному плачу, болям в животе. Впоследствии это может стать причиной
интеллектуальной и духовной ограниченности, трудностей в обучении.
Помимо этого, у
индивидуума могут возникнуть различные психосексуальные расстройства (женский
гомосексуализм, у мужчин импотенция и страх перед половым сношением,
неадекватное отношение к мужским гениталиям, например стремление их отрезать),
а также острые блуждающие боли в области пупка, не имеющие четкой локализации.
Очищение носа и рта ребенка
Результатом
некорректного и грубого очищения носоглотки ребенка является возникновение
неврозов, комплекса недоверия, нарушений в познавательном поведении,
расстройств в восприятии запахов и вкусов.
Комментариев нет:
Отправить комментарий