Перинатальная психология


Роды — это физиологический процесс, требующий напряжения и усилий не только от матери, но и от плода. Рождающийся ребенок является активным участником родов и не равнодушен к происходящим с ним событиям. Вопреки существующему мнению, что плод во время родов полностью безучастен, он переживает свое рождение с эмоциями необыкновенной силы. Состояние стресса, переживаемое ребенком во время рождения, принято называть родовым стрессом. Стресс, переживаемый плодом в ходе благополучных биологически адекватных родов, является физиологической нормой. Благодаря процессу родов и физиологическому родовому стрессу происходит перестройка всех систем жизнеобеспечения плода, что позволяет новорожденному успешно приспособиться к внеутробному существованию. Помимо физиологической перестройки роды являются механизмом, определяющим характер психоэмоциональных реакций и поведения человека.

Перинатальным называют период развития ребенка с 28 недели внутриутробной жизни до исполнения ему 1 недели после рождения, включая роды Перинатальная психология занимается изучением переживаний плода перед родами, во время них и в первые часы и дни жизни ребенка. Главным предметом изучения перинатальной психологии является опыт биологического рождения и его значение в последующей жизни человека.

Опыт биологического рождения

Современные исследования в области психологии, психотерапии и психиатрии таких видных ученых, как Альфред Адлер, Вильгельм Райх, Отто Ранк, Нандор Фодор, Абрахам Маслоу, Станислав Гроф и других, доказали, что у человека (впрочем, как и у всех млекопитающих) сохраняется бессознательная память о биологическом рождении, которая в дальнейшем определяет его физическое и психическое здоровье, стиль поведения, характер психоэмоциональных реакций и отношение к окружающему миру.

Доказательством того, что в памяти человека сохраняются события биологического рождения, является целый ряд исследований, во время которых было обследовано несколько тысяч пациентов в возрасте от 20 до 60 лет (более 25 000). Эти исследования показали, что события рождения и первых дней и недель жизни запечатляются в памяти человека с фотографической точностью [С. Гроф, 1993].

Во время лечебных психотерапевтических сеансов, целью которых было воспроизведение ситуации родов, пациенты вспоминали и переживали действительные события биологического рождения во всей их сложности. Впоследствии это подтверждалось объективными свидетельствами. Часто люди до сеанса не знали обстоятельств своего рождения. Во время сеанса им удавалось вспомнить особенности и аномалии утробного положения, детальную механику родов, характер родовспомогательного вмешательства и послеродового ухода. Удивительно то, что описания пациентов в точности соответствовали рассказам их матерей о ходе родов. Обычно явственно вспоминаются переживания, связанные с ягодичным предлежанием и поперечным положением в матке, обвитием пуповиной, применением стимуляции, анестезии и использованием других препаратов, вскрытием плодного пузыря, разными акушерскими приемами, перерезанием пуповины, реанимационными процедурами и т.д.

Имеются также наблюдения, свидетельствующие о том, что переживание рождения на психотерапевтических сеансах сопряжено с биологическими изменениями в теле, копирующими ситуацию действительных родов. Примером тому служит низкое кислородное насыщение крови, биохимические признаки стресса и специфические характеристики углеводного обмена, характерные для плода в период родов. Такое комплексное восстановление ситуации рождения, распространяющееся на внутриклеточные процессы и на цепочки биохимических реакций, говорит о ее значимости для всей последующей жизни человека [С. Гроф. «За пределами мозга», 1993].

Содержание воспоминаний о рождении

Современная психология и психиатрия рассматривают процесс родов как ключевой в формировании психики и сознания человека. Бессознательная память о событиях рождения составляет перинатальный уровень и существует в виде отдельных блоков информации, которые формируются на разных этапах родов. Эти динамические информационные структуры называют перинатальными матрицами.

Перинатальные матрицы — это устойчивые структуры, являющиеся базовыми для всех психофизиологических реакций в течение всей последующей жизни индивида. Они предопределяют стереотипы и стиль поведения, способы действий и избирательность к внешним объектам и событиям, а также уровень физического здоровья человека.

Чаще всего в трансперсональной психологии выделяют четыре базовые перинатальные матрицы (БПМ), которые формируются во время беременности и на каждом этапе родов. Первая матрица формируется в конце беременности, вторая — в первом периоде родов во время раскрытия шейки матки, третья — во втором периоде родов при прохождении плода по родовым путям, четвертая — в момент рождения ребенка. Опишем их содержание.

Первая базовая перинатальная матрица (БПМ I) возникает во время благополучного внутриматочного существования плода при обычном положении (продольном, головном) и отражает симбиотическое единство матери и плода. Согласно С. Грофу, БПМ I характеризуется отсутствием границ и препятствий, например океаническое сознание или пребывание в межзвездном пространстве, связью с матерью-Природой в ее лучших проявлениях, например мирные и изобильные картины природы, дающей индивиду пищу, полную безопасность и блаженство.

Вторая базовая перинатальная матрица (БПМ II) формируется в первом периоде родов во время родовых схваток. Она содержит ощущение тревоги и надвигающейся опасности, память о ситуациях, угрожающих выживанию или целостности тела человека, а также о нахождении в замкнутом пространстве (тюрьме, лабиринте), отсутствии выхода. Кроме этого, может воспроизводиться апокалиптическое видение мира, бессмысленность и абсурдность человеческого существования, зловещие цвета, душевные и телесные мучения, тревога, чувство вины и надвигающейся опасности. Телесные страдания бывают связаны с ощущением голода, жажды, тошноты, болей в прямой кишке, мочевом пузыре или в области половых органов.

Третья базовая перинатальная матрица (БПМ III) содержит память о втором периоде родов и характеризуется отчаянной борьбой за выживание, сильнейшим механистическим сдавливанием и удушьем, контактом с биологическими продуктами (кровь, кал, слизь и т.п.). Индивид переживает элементы титанической битвы, садомазохистские ситуации и сильное сексуальное возбуждение. Это смесь агрессии и яростной биологической реакции на удушье, боль и тревогу. Здесь ситуация не кажется безнадежной, а сам индивид беспомощным. «Он принимает активное участие в происходящем и чувствует, что страдание имеет определенную направленность и цель» [С. Гроф, 1993].

Четвертая базовая перинатальная матрица (БПМ IV) связана с моментом непосредственного появления ребенка на свет, предшествующего периоду релаксации. «В этой последней стадии мучительный процесс борьбы за рождение подходит к концу, продвижение по родовому каналу достигает кульминации, и за пиком боли, напряжения и сексуального возбуждения следует внезапное облегчение и релаксация. Ребенок родился и после долгого периода темноты впервые сталкивается с ярким светом дня (или операционной). После пересечения пуповины прекращается телесная связь с матерью, и ребенок вступает в новое существование как анатомически независимый индивид» [С. Гроф, 1993]. Эта матрица содержит опыт смерти-возрождения. Непосредственно перед появлением на свет индивид переживает полное уничтожение на всех мыслимых уровнях — от физической гибели до морального разложения и грехопадения. Немедленно за этим крахом следует видение света ослепительной красоты, чувство духовного освобождения, спасения и искупления грехов. Эти переживания сопровождаются потоком положительных эмоций в отношении себя и существования вообще.

Нейроэндокринные механизмы формирования перинатальных матриц

Перинатальные матрицы, определяющие поведение и психоэмоциональное состояние человека, отражают реальные события родов и формируются как нейроэндокринные структуры и информационные клише, отражающие взаимосвязь нервных и эндокринных процессов. Именно во время естественных родов в мозгу ребенка устанавливается так называемый «гормоностат», который впоследствии будет регулировать соотношение гормонов в его организме Специфика действия этого гормоностата определяется индивидуальным гормональным балансом, который устанавливается на каждом этапе родов и является оптимальным для данного ребенка. Именно эти соотношения гормонов и нейрогормонов определяют состояние психического и физического здоровья, а также законы психоэмоциональной жизни индивидуума.

Во время физиологических родов в организме рождающегося младенца присутствует сложный гормональный баланс, который отличается высоким содержанием окситоцина, пролактина, адреналина и норадреналина, эндорфинов, кортизона и кортизола. Каждый из этих гормонов стимулирует определенные физиологические функции организма плода, в совокупности обеспечивая его благополучное рождение. Например, адреналин и норадреналин повышают энергоотдачу, активизируют работу кровеносной системы и дают необычайно сильное мышечное напряжение, обеспечивающее стремление к преодолению препятствий. Норадреналин способствует также совершению ребенком первого вдоха и осуществлению самого процесса дыхания в первые минуты после рождения. От матери плод получает окситоцин и питуитрин, стимулирующие его мышечную активность, а также эндорфины, оказывающие болеутоляющее действие.
 
Каждый из нижеперечисленных гормонов регулирует физиологические процессы и психоэмоциональные реакции человека. Выделим основные гормоны, регулирующие родовую деятельность, и охарактеризуем связанные с ними психоэмоциональные процессы.

Окситоцин — гормон связи, супружеской любви и привязанности. Кроме этого, он влияет на процессы памяти, способствуя забыванию событий.

Пролактин — гормон материнства, материнской любви и привязанности, которая устанавливается между матерью и ребенком.

Эндорфины — нейрогормоны, вырабатывающиеся во время переживания счастья и блаженства, ничем не омраченной радости, дающие чувство удовлетворения и имеющие болеутоляющий эффект

Катехоламины (адреналин и норадреналин) — гормоны стресса, вызывающие агрессию и возбужденность, напряжение и страх.

Кортизон и кортизол — гормоны подавленного действия, вызывающие депрессивные состояния, покорность и подчинение ситуации, отсутствие стремления к сопротивлению. При их высоком уровне содержания в крови снижаются все функции организма и подавляется репродуктивная функция.

Каждый этап родов характеризуется разным соотношением гормонов и нейрогормонов и соответствующим психоэмоциональным состоянием, которое и отражается в содержании определенной перинатальной матрицы. Например, в периоде раскрытия поднимается уровень катехоламинов, кортизона и кортизола. Наличие этих гормонов определяет подчинение стихии родовых сил, возникновение чувства тревоги, активизацию действий в поисках расслабления и облегчения своего состояния. В потужном периоде поднимается уровень катехоламинов, а уровень кортизона и кортизола падает. Это порождает активное стремление освободиться, необыкновенную волю к победе и преодолению всех препятствий.

Таким образом, нейроэндокринной основой для формирования перинатальных матриц является физиологическое соотношение перечисленных гормонов и нейрогормонов на разных этапах родов. Очень важно, чтобы в общей гормональной картине протекания родов не было нарушено содержание окситоцина, пролактина, эндорфинов, которые обеспечивают формирование материнской любви и привязанности (по отношению ребенка к матери и матери к ребенку), дают ощущение радости и счастья, чувство полной защищенности и удовлетворенности.

Опыт рождения и формирование моделей поведения

Переживания, возникающие у ребенка в ходе рождения, складываются в следующую картину: внутриутробное существование перестает устраивать младенца, и он решает покинуть матку; начинаются схватки и, постепенно ухудшаясь, внутриматочные условия становятся невыносимыми; реакцией на ухудшение условий является невероятное напряжение, борьба в родовом канале и стремление вырваться из него; в результате момент рождения переживается как освобождение, как фундаментальное улучшение по отношению к прежнему состоянию. Этот сценарный план характерен для всех житейских событий: возникновение проекта и принятие решения его осуществить, трудности в реализации задуманного, которые сменяются невыносимым положением, затем следуют активные действия, направленные на избавление от препятствий любыми средствами, борьба и полное разрешение проблемы. Таким образом, перинатальные матрицы активизируются под воздействием внешних событий в очередности, заданной ходом родов, и определяют характер поведения и психоэмоциональных реакций человека.

Механизмом реализации перинатальной бессознательной информации является «гормоностат», устанавливающийся в мозгу ребенка во время родов и в дальнейшем предопределяющий сценарий его поведения и психоэмоциональных переживаний, содержащих вызов и стимул, столкновение с препятствиями и триумфальный выход из неблагоприятной ситуации. Эти переживания выполняют положительную роль в дальнейшем развитии ребенка, а впоследствии взрослого человека, и формировании его отношения к внешнему миру. За счет опыта биологического рождения индивидуум приобретает готовность к будущим превратностям жизни, выносливость в борьбе и преодолении препятствий, способность понимать жизнь как последовательность проектов.

Итак, естественные роды формируют следующую модель поведения:
- выбор времени и условий рождения — принятие жизненно важного решения, разработка проекта и твердое намерение его осуществлять;
- начало родов — начало реализации проекта, когда царит приподнятость духа, некоторая эйфория, и пока не ясно, насколько будет трудным достижение цели;
- период раскрытия — переживание трудностей, встретившихся на пути к реализации задуманного, когда индивид ощущает свою зависимость от обстоятельств, но уже не может отступить назад (мосты сожжены), и в то же время он не может оценить степень сложности достижения намеченной цели, у него появляется неуверенность в правильности выбора, чувство уныния, тревоги, вины, приближающейся опасности или опасной борьбы;
- разрыв плодного пузыря — рывок к достижению цели, обусловленный желанием прекратить сомнения, осознание правильности выбора;
- потужной период — активные действия, вступление в опасную борьбу, титаническую решающую схватку для преодоления всех препятствий на пути к достижению цели (девиз «все или ничего!»), перед решающим моментом в ее достижении наступает кратковременный арах перед исходом, колебания и желание вернуться к исходному состоянию;
- появление на свет — ощущение полной, справедливой и честной победы, удовлетворенности от преодоленных трудностей и достигнутого результата, радости за себя, ощущение самодостаточности и полноценности, полнота ощущений, любовь и чувство достигнутого счастья.

В результате благополучных физиологических родов у индивидуума формируется модель поведения, соответствующая психофизиологической норме и позволяющая ему адекватно реагировать на внешние события. Причем очередность поведенческих реакций задается динамикой смены перинатальных матриц в ходе родов.

Родовой стресс и психическое здоровье личности ребенка

Если в результате биологически адекватных родов ребенок переживает физиологический стресс, являющийся нормой, то в результате вмешательств в роды родовой стресс превращается в родовую травму или травму первого рода. Современные исследования в области психологии и психиатрии, проведенные такими исследователями, как Отто Ранк, Абрахам Маслоу, Станислав Гроф и др., доказали связь между развитием различных психических расстройств и психосоматических заболеваний и травмой первого рода, полученной ребенком во время рождения.

В результате благополучных физиологических родов у ребенка формируются адекватные модели поведения, положительные установки по отношению к окружающему миру, чувство удовлетворения и полноценности. В этом случае сформировавшиеся перинатальные матрицы будут отражать психоэмоциональную и поведенческую норму. Вмешательства в ход родов и отклонения от их нормального течения привносят в эту картину «титанической борьбы, ощущения справедливой победы и обретения счастья» целый ряд негативных моментов. Причем характер негативных переживаний ребенка тесно связан с фазой родов и характером вмешательства в их ход. Если такие установки возникли, то впоследствии, в случае активизации соответствующей бессознательной информации, они послужат для возникновения тех или иных заболеваний и психических расстройств, которые могут проявиться в любом возрасте вплоть до старости.

В основе нарушений психоэмоциональной сферы и поведения человека, возникающих в результате травмы рождения, лежит искажение их нейроэндокринной картины. Всякое отклонение от естественного развития родовой деятельности приводит к нарушению физиологического гормонального баланса и формированию аномального «гормоностата» в мозгу новорожденного. Возможными последствиями этого являются: искажение моделей поведения, неадекватная реакция на объекты и события окружающего мира, заболевания, имеющие психогенную природу.

В ходе физиологических родов в организме женщины идет интенсивная продукция таких гормонов, как окситоцин, пролактин, эндорфины, катехоламины, кортизон, кортизол и пр. Вследствие некорректного ведения родов или развития патологии родовой деятельности этот баланс нарушается в сторону тех или иных гормонов, что и приводит к нарушениям поведения и появлению симптомов психосоматических заболеваний.

Например, в периоде раскрытия, пока шейка матки еще не раскрылась, ребенок находится в ситуации подавленного действия. Продолжительное пребывание в такой ситуации без положительных изменений опасно, поскольку приводит к сдвигу гормонального баланса в сторону гормонов подавления действия – кортизона и кортизола. Продуцирование и накопление в тканях большого количества этих гормонов является причиной множества отдаленных во времени последствий, таких как угнетение иммунной системы, разрушение функции тимуса. В свое время это может привести к развитию таких психосоматических заболеваний, как гипертония (высокое кровяное давление), язва желудка, аллергия, различные сексуальные расстройства, болезни иммунной системы, колиты, гастриты, онкологические и многие другие заболевания.

Приведем в качестве примера соответствие между психоэмоциональными расстройствами и аномальными концентрациями некоторых гормонов:
окситоцин — превышение уровня этого гормона во время родов приводят к чрезмерно сильному сексуальному возбуждению, что в дальнейшем может привести к нарушениям сексуального поведения;
адреналин — аномальные уровни этого гормона впоследствии могут привести к преобладанию агрессивных установок, садизму и членовредительству;
кортизон — повышение уровня этого гормона приводит к депрессивным состояниям, клаустрофобии, комплексу тревоги и вины, мазохизму.

Таким образом, нарушение естественного гормонального баланса, возникающего в ходе физиологических родов, может впоследствии привести к нарушениям в психоэмоциональной сфере ребенка, возникновению и развитию психосоматических заболеваний.

Отклонения в ходе родов и формирование психических расстройств и психосоматических заболеваний

Последствия неблагополучных родов или некорректных вмешательств в роды мало предсказуемы, и, что самое печальное, они могут обнаружиться не только в детском возрасте, но и в подростковом периоде и в зрелом возрасте, ив старости. Современные исследования, проведенные С. Грофом, Д. Грэхэмом и др., позволяют выявить некоторые закономерности формирования различных психических и психосоматических заболеваний, являющихся результатом родового стресса, и соотнести их с различными фазами родов. Это позволяет, зная картину родов и характер вмешательств в их ход, определить группу риска новорожденного.

Перед родами
Норма. Самопроизвольные роды, предполагающие физическую и психическую готовность ребенка к появлению на свет; принятие им жизненно важного решения, разработка проекта и твердое намерение его осуществить.

Вмешательства: плановые роды (кесарево сечение, стимуляция родовой деятельности), когда решение о времени и месте рождения остается за врачами или родителями без учета состояния и готовности ребенка.

Последствия. Все внешние воздействия играют роль дополнительных травмирующих факторов, которые  инициируют аномальный выброс кортизона, кортизола и адреналина, что вызывает у плода тревогу, беспокойство и чувство страха за свою целостность и благополучие. Эти воздействия фиксируются памятью плода как акт грубого насилия и вселенской несправедливости.

Заболевания и психические расстройства
Психосоматические заболевания: дыхательной и сердечно-сосудистой систем, гипертония.
Психические расстройства: депрессия, комплекс тревоги, обиды и вины.
Расстройства поведения: затруднения в принятии решения, разработке проекта; невозможность довести до конца любой проект или решение; колебания или, напротив, раздражение и недовольство, когда кто-либо, хотя бы косвенно, касается дел индивидуума; подозрительность по отношению к родственникам и знакомым из-за боязни, что те хотят принять за него какое-либо важное решение, но в то же время индивидуум может постоянно нуждаться в ком-то, кто способен принять решение за него. Такие люди редко бывают способны взять на себя ответственность за происходящее.

Период раскрытия
Норма. В начале родов царит приподнятость духа, начало реализации проекта сопровождают эйфория и радостные чувства. С развитием родовой деятельности и усилением маточных сокращений у плода возникает ощущение удушья. Плод переживает ощущение тревоги, чувство надвигающейся опасности.

Вмешательства: стимуляция родовой деятельности, прокол пузыря, обезболивание, вынужденное положение женщины в родах, дискомфортная ситуация, которая не обеспечивает максимального расслабления, свободного поведения и спокойствия.

Последствия. Все привнесенные антифизиологичные и несвоевременные воздействия на этом этапе родов являются травмирующими факторами, которые усугубляют все характеристики второй перинатальной матрицы. Переживаемые плодом ощущения тревоги и надвигающейся опасности (по сравнению с ситуацией нормальных родов) многократно усиливаются. Согласно описаниям С. Грофа, к этим переживаниям прибавляются чувство вины и неполноценности, депрессивные состояния, необычайно острые душевные и телесные страдания, страх за свою жизнь и целостность. Эти переживания могут сопровождаться образами ада, кошмарного сна, заключения в темницу, переживанием страшных пыток и душевных мучений [С. Гроф, «За пределами мозга», 1993].

Эмоциональные переживания сопровождаются неприятными телесными ощущениями: повышением давления, удушьем, сбоем сердечного ритма, спазмами пищевода и желудка, затруднениями в работе мочевого пузыря и почек, жаром и ознобом, потливостью.

Заболевания и психические расстройства
Последствия в младенческом возрасте: ослабление эмоциональных связей между матерью и ребенком, ослабление рефлекса сосания.
Психосоматические заболевания: заболевания сердечно-сосудистой системы, сердечная недостаточность, аритмия, язва желудка, гастриты, расстройства мочеиспускания и функции почек, псориаз.
Психические расстройства: психозы, связанные с ощущением бессмысленности бытия или безвыходности ситуации; тяжелая заторможенная депрессия, общая заторможенность; комплексы неполноценности, неуверенности, вины, тревоги; боязнь замкнутых пространств (клаустрофобия).

Медикаментозные вмешательства
К медикаментозным вмешательствам в ход родов можно отнести любые инъекции, а также введение препаратов другими путями (прием внутрь, применение свечей, вдыхание): введение глюкозы, аскорбиновой кислоты, стимуляция родовой деятельности (окситоцин, питуитрин), обезболивание, анестезия и др. Все медикаментозные вмешательства имеют вполне конкретные последствия для ребенка, поскольку все они нарушают естественный гормональный баланс. Согласно исследованиям, проведенным в европейских странах, самыми страшными последствиями медикализированных родов сегодня считаются суицид и распространение наркомании среди молодежи и подростков. Эти данные сегодня подтверждены отечественными исследованиями, проведенными Российской наркологической ассоциацией.

Глюкоза и аскорбиновая кислота воздействуют на печень и среди прочего приводят к появлению более выраженной, чем в норме, желтушки у новорожденного.

Стимуляция родовой деятельности, например, с помощью окситоцина, нарушает естественный гормональный баланс. В результате медикаментозного регулирования схваток у женщины возникают более сильные маточные сокращения, чем в норме. Это, в свою очередь, приводит к ухудшению самочувствия плода, возникновению у него ощущения удушья. Такие распространенные нарушения, как ПЭП, повышенная нервно-рефлекторная возбудимость, повышенное внутричерепное давление, неонатологи считают результатом стимулированных родов. В более зрелом возрасте результатом стимуляции родов могут стать депрессии, клаустрофобия, сексуальные расстройства.

Обезболивание и анестезия часто являются причиной наркотической депрессии у новорожденных. Применение анестезии в родах может привести к алкоголизму, наркомании, депрессиям. Кроме этого, обезболивание ослабляет или разрушает психоэмоциональные связи между матерью и младенцем, значительно снижает потенциал женщины как кормящей матери, снижает возможность грудного вскармливания. В этом отношении особенно опасна эпидуральная и перидуральная анестезия, которая исключает возможность пробуждения материнского инстинкта и нарушает нормальное формирование материнской привязанности к своему ребенку. Самки животных, которым делали во время родов анестезию, покидали своих детенышей, не проявляя к ним никакого интереса.

Вскрытие плодного пузыря
Наличие плодного пузыря смягчает состояние ребенка во время схваток, поэтому его вскрытие (амниотомия) вызывает отягчение состояния младенца. Вскрытие плодного пузыря ухудшает внутриматочные условия и является причиной ухудшения самочувствия рождающегося плода, вызывает у него испуг и приводит к резкому повышению уровня адреналина. Это сразу же отражается на его сердечном ритме (возникают сбои, учащается или замедляется ритм). При самопроизвольном преждевременном излитии вод плод также переносит схватки тяжелее, чем в случае если целостность пузыря сохранена, но не испытывает испуга при его вскрытии.

Последствиями этого вмешательства являются головные боли, мигрени, гипертонии, а также изменение модели поведения человека. В результате он теряет способность к открытию «второго дыхания» и решительному рывку для преодоления трудностей.

Кроме этого, в раннем возрасте искусственное вскрытие плодного пузыря приводит к страху перед струей воды (невозможность купаться под душем или обмываться под струей воды из крана), водопадом и страху бряцающих звуков, которые напоминают бряцание акушерского крючка для вскрытия плодного пузыря о металлический лоток (это реальные звуки, присутствующие во время амниотомии).

Потужной период
Норма. Этот период родов знаменует активные действия, вступление в борьбу для преодоления всех препятствий на пути к достижению цели.

Вмешательства или осложнения: введение медикаментов, вынужденное положение роженицы и некомфортная поза, отрицательные эмоции, акушерские операции (эпизиотомия, наложение щипцов, применение вакуума и т.д.).

Последствия. Все вмешательства в роды в этот период приводят к усугублению характеристик третьей перинатальной матрицы, к более глубокой фиксации памятью младенца невероятного давления и болевых ощущений, активной борьбы за свою жизнь со смертельной опасностью и невероятного мышечного напряжения, страха за свою целостность, агрессии и сильного полового возбуждения. Кроме этого, память ребенка фиксирует физический контакт с кровью, слизью и другими биологическими продуктами, который наиболее отчетливо запечатляется в случае несвоевременного вскрытия плодного пузыря (т.е. до полного раскрытия шейки матки), который изолирует голову ребенка от контакта с выделениями и кровью.

Заболевания и психические расстройства
Психосоматические заболевания: заболевания прямой кишки и мочевого пузыря, энурез и энкопрез (недержание мочи и кала), сердечная недостаточность, психогенная астма, логопедические проблемы, тики, заикание, судороги, припадки, мигрень, гипертония.

Психические расстройства: агрессивность, возбужденная депрессия, нарушения сексуального поведения, сексопатологии и извращения (фригидность и импотенция), навязчивые состояния, тревожная истерия, травматические неврозы (боязнь получить травму или, напротив, стремление ее нанести), членовредительство, маниакальные проявления, боязнь утратить контроль над работой сфинктеров, садомазохизм.

Последствия в младенческом возрасте: агрессивность, неконтактное поведение, раскусывание сосков матери, стремление к членовредительству, неадекватное отношение к биологическим отходам, боли в кишечнике, затрудненный отход газов, колики.

Расстройства поведения: неблагополучный потужной период впоследствии может послужить причиной необъяснимой агрессии, стремления к насилию или, напротив, стремления к самоубийству и членовредительству. Сбои на этом этапе родов могут ассоциироваться с ощущением крушения, полного краха и чувства близкой гибели. Одним из самых невинных нарушений является невозможность завершить начатое дело. Как только индивид будет подходить к финальной стадии реализации любой цели, он будет переживать чувство полной безнадежности, неудовлетворенности, ощущение ложного пути и оскорбленного достоинства, какой-то страшной ошибки. Эти переживания не дадут ему возможности почувствовать удовлетворенность от любых действий. Он находится в плену стремления снова и снова повторять какое-либо действие, не получая удовлетворения от совершенного.

Кесарево сечение
Результатом появления на свет путем кесарева сечения является отсутствие прохождения третьей и четвертой перинатальных матриц. Станислав Гроф приводит свои наблюдения за такими пациентами: Достигнув уровня рождения, те, кто был рожден кесаревым сечением, сообщают о чувстве неправильности, как будто они сравнивают способ, каким пришли в этот мир, с какой-то филогенетической или архетипической матрицей, показывающей, каким должен быть процесс рождения. Удивительно, как им явно не хватает переживания нормального рождения — содержащегося в нем вызова и стимула, столкновения с препятствиями, триумфального выхода из сжимающего пространства [С. Гроф, «За пределами мозга», 1993].

Первый час жизни
Норма. Момент рождения запечатлевается в памяти новорожденного, согласно описаниям С. Грофа, как видение «ослепительного белого или золотого света сверхъестественной яркости и красоты», ощущением полной победы, успешного преодоления препятствий, освобождения от тревоги, вины, депрессии. Новорожденный ощущает себя триумфатором и свободным высокодуховным существом, мир кажется ему прекрасным и безопасным местом.

Вмешательства: быстрое и некорректное пересечение пуповины, отсутствие укладывания в безопасную позу, яркий свет, незнакомые запахи и голоса незнакомых людей, разлучение с матерью, очищение носоглотки ребенка от слизи с помощью груши или катетера, отсутствие телесного и зрительного контакта с матерью и прикладывания к груди в физиологические сроки.

Последствия. Вмешательства на этом этапе родов приводят к искажению содержания четвертой перинатальной матрицы, фиксации памятью новорожденного не позитивных, а негативных переживаний, связанных с рождением. Вместо запечатления чувства справедливой победы и триумфа ребенок запоминает ощущение отсутствия опоры (подвешенности и неопределенности), ослепление ярким светом, оглушение тишиной и незнакомыми запахами, пупочные спазмы (острая боль в пупке, сбои дыхания, страх смерти и кастрации), общее изменение телесных ощущений. Таким образом, в памяти новорожденного не фиксируется чувство удовлетворения от достигнутого и не формируется положительная установка, связанная с достижением цели. Разлучение с матерью и отсутствие контакта с ней,  отсутствие прикладывания к груди в физиологические сроки не дает возможности реализовать врожденную программу импринтинга. У новорожденного вместо положительных переживаний по отношению к внешнему миру закрепляется негативное отношение: вместо прекрасного и безопасного мира он попадает в очень опасное и ненадежное место, к которому вынужден относиться отрицательно.

Заболевания и психические расстройства
Психические расстройства: психозы, мании, в частности, навязчивые идеи миссионерского характера, психосексуальные расстройства (женский гомосексуализм, у мужчин боязнь полового акта из-за страха утратить или травмировать половые органы или, напротив, стремление к такой травме и др.), травматические неврозы. Менее тяжелым и наиболее распространенным является нарушение психики, которое выражается в чувстве неудовлетворенности, т.е. человек не может испытывать удовлетворения от завершенного дела. Его постоянно мучает смутное чувство упущенного или недосягаемого счастья, неустанные и бессмысленные поиски потерянного рая, беспокойство и нервозность.

Последствия в младенческом возрасте: острые блуждающие боли в области пупка, колики и беспричинный плач, снижение активности сосания, отказ от груди, неадекватное отношение к гениталиям, неконтактное поведение, комплекс недоверия по отношению к родителям, затрудненная социальная адаптация, отрицательная установка по отношению к внешнему миру, убежденность в полном непонимании со стороны окружающих.

Контакт с матерью
Физический контакт матери и ребенка после рождения, прикладывание новорожденного к груди, обеспечивает ему чувство защищенности и уверенность в материнской поддержке, а матери — любовь к своему чаду и устойчивую лактацию. Отсутствие телесного контакта приводит к снижению активности сосания, отказу от груди, неконтактному или антисоциальному поведению, появлению комплекса недоверия в адрес окружающих и, в частности, родителей, затрудненной социальной адаптации, отрицательной установки по отношению к внешнему миру, потере сенсорных ориентиров, нарушению в восприятии своего тела и своего собственного Я.

Согласно наблюдениям известного психотерапевта Джеофа Грэхэма, отсутствие первого зрительного контакта с матерью «глаза в глаза» приводит к отсутствию у индивидуума способности смотреть в глаза другому, не отводя взгляда, ощущению дискомфорта и неловкости при обмене взглядами.

Пересечение и перевязывание пуповины
Наиболее благоприятным для пересечения пуповины является время после окончания ее пульсации. Несвоевременное и некорректное пересечение пуповины в младенческом возрасте может привести к неудовлетворенности сосанием, отказу от груди, беспричинному плачу, болям в животе. Впоследствии это может стать причиной интеллектуальной и духовной ограниченности, трудностей в обучении.

Помимо этого, у индивидуума могут возникнуть различные психосексуальные расстройства (женский гомосексуализм, у мужчин импотенция и страх перед половым сношением, неадекватное отношение к мужским гениталиям, например стремление их отрезать), а также острые блуждающие боли в области пупка, не имеющие четкой локализации.

Очищение носа и рта ребенка
Результатом некорректного и грубого очищения носоглотки ребенка является возникновение неврозов, комплекса недоверия, нарушений в познавательном поведении, расстройств в восприятии запахов и вкусов.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Рецензия к книге "Ребенок от зачатия до года"

Аркадий Николаевич принимает участие в ежегодной аттестации специалистов материнских профессий Центра "Рожана" Книга "Ре...