Рецензия


Аркадий Николаевич Голик принимает участие в ежегодной аттестации
специалистов материнских профессий Центра "Рожана"
На учебное пособие Ж.В. Цареградской «Ребенок от зачатия до года».

Пособие Ж.В. Цареградской «Ребенок от зачатия до года» посвящено безусловно актуальным проблемам воспитания человека от момента зачатия до 3 лет. Кроме важности исследования вопросов перинатального воспитания вообще, значение которых ещё предстоит оценить в полной мере, следует особо подчеркнуть приоритет Ж.В. Цареградской в разработке данного подхода в специальной психологической и педагогической литературе.

Настоящие пособие состоит из следующих разделов: вводного, физиологии беременности, психологии беременности, психологии рождения, психологии новорожденного, а также раздела, посвященному грудному вскармливанию.

В вводной части намечены основные вопросы перинатального воспитания, реализацию которых осуществляет психолог-перинатолог (работа с беременными, партнерство в родах, мягкая адаптация новорожденного к новым условиям жизни, помощь матери в организации полноценного грудного вскармливания, обучения матери воспитанию ребенка и уходу за ним и оценка развития ребенка от рождения до 3 лет), а также связи перинатальной психологии в другими науками. Здесь следует более подробно остановиться на общих и отличительных признаках перинатальной педагогики (воспитания) и перинатальной психологии.

В этой части автор делает важный вывод о том, что знания в указанной области важны всем тем, кто сталкивается с беременными женщинами, кормящими матерями, новорожденными и маленькими детьми. Особо выделим положение автора о важности знаний о перинатальном воспитании для каждого кто собирается или уже стал родителем. С учетом конспективности изложения вопросов «вводной части» ее следовало бы назвать «введением».

В разделе «Беременность» автор приводит описание помесячного развития ребенка от момента оплодотворения до родов с акцентом на вопросы, связанные с отрицательным влиянием во время беременности и их последствия для плода. Особо подчеркнем важность рассмотрения различных факторов, оказывающих негативное воздействие на развитие плода, и актуальность превентивной дородовой диагностики пороков развития плода, наблюдения специалистов медицинского профиля.

Раздел «Психология беременности» посвящен важнейшим вопросам формирования диады «мать-ребенок». С учётом дискуссионного характера многих из рассмотренных здесь вопросов, оправданно упоминание других авторов, цитирование различных точек зрения по обсуждаемым вопросам. Это тем более важно сделать в рамках предлагаемого читателю учебного пособия.

Не вызывает сомнений значение психологического комфорта матери для здоровья плода. Здесь особо выделим этнопсихологические аспекты заботы о здоровье плода и практические рекомендации, кодекс поведения по отношению к беременной, предложенные Ж.В. Цареградской.

В разделе «Физиология родов» автор подробно излагает данные, относящиеся к изменениям в организме матери и ребенка и, главное, условия, при которых формируются диадные взаимоотношения.

В следующем разделе представлены основные положения «Перинатальной психологии», которые касаются деятельности перинатолога в период родов и по организации начала грудного вскармливания. При изложении содержания этого раздела целесообразно четко разграничить отдельные теоретические посылки и практические рекомендации автора пособия.

В разделе «Психология новорожденного» содержатся сведения, касающиеся не только новорожденного, но и матери: здесь показаны проявления материнского инстинкта, адаптации матери к нуждам ребенка. Важной частью раздела являются рекомендации по формированию здоровой психики ребенка, имеющие практическое значение.

Раздел «Грудное вскармливание» посвящен разнообразным аспектам проблемы вскармливания новорожденного, среди которых грудному принадлежит уникальное место, что особо подчеркивается автором.

В разделе о развитии ребенка первого года жизни подробно изложены психофизиологические признаки. Он написан на основе ежедневных наблюдений за 153 здоровыми малышами, сделанных их матерями, прошедших специальную подготовку при консультациях автора. Заметим, что утверждения автора, считающего исследования по данному вопросу других специалистов недостаточно полными, следовало бы подтвердить конкретными примерами.

Завершает пособие важный раздел, включающий основные положения о перинатальном воспитании и по поддержке грудного вскармливания. Приведенные функциональные обязанности специалистов Центра перинатального воспитания, а также программы «Профессиональная мама», практических занятий по различным направлениям перинатального воспитания раскрывают важнейшие направления практической деятельности специалистов такого Центра.

Пособие также содержит рисунки и список литературы.
Таким образом, учебное пособие Ж.В. Цареградской «Ребенок от зачатия до года» представляет завершенное произведение, логически выстроенное и отличающееся новизной подхода.

Настоящее учебное пособие окажется интересным и полезным не только специалистам, но и широкому кругу читателей.


Старший научный сотрудник Государственного научного Центра социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского, канд. мед. наук.


А.Н. Голик

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Рецензия к книге "Ребенок от зачатия до года"

Аркадий Николаевич принимает участие в ежегодной аттестации специалистов материнских профессий Центра "Рожана" Книга "Ре...