«Искусство воспитания имеет
особенность, что почти всем оно кажется знакомым и понятным, а иным – даже
легким, и тем понятнее и легче оно кажется, чем менее человек с ним знаком,
теоретически или практически».
К.Д.Ушинский.
Воспитание – это процесс преднамеренного,
целенаправленного формирования у детей желаемых качеств личности.
Сам процесс воспитание непрерывно сопровождает рост и
развитие любого человека, который не находится в полной изоляции, а живет и
растет в обществе. Говоря о ребенке, растущем в семье, под процессом воспитания обычно понимают организованную совместную
деятельность семьи и дошкольных, а в дальнейшем школьных и внешкольных
учреждений. В более широком смысле слова воспитание включает в себя не только
целенаправленную деятельность, направленную на формирование определенных
качеств личности ребенка, но и его общее
окружение, социальную среду, моральные, этические и религиозные
убеждения, а также систему ценностей
окружающих людей, которые воздействуют опосредованно. С другой стороны, процесс
целенаправленного формирования желаемых личностных качеств начинается далеко не
в дошкольном возрасте и не заканчивается получением аттестата зрелости.
Например, особенности нервной системы и тип темперамента закладываются у ребенка
еще в утробе матери и на их формирование накладывает отпечаток
психоэмоциональное состояние женщины во время беременности, состояние ее
здоровья, питание и многое другое. В то же время уже сформировавшийся зрелый
человек может преднамеренно сформировать у себя какие-либо качества, то есть
заняться своим собственным воспитанием. Если учесть, что личность формируется
под воздействием совокупности объективных и субъективных, внутренних и внешних,
природных и общественных факторов, то становится очевидным, что воспитание есть непрерывный процесс целенаправленного формирования личности, осуществляемый,
сначала родителями этой личности, затем ими же в сотрудничестве с имеющейся в
обществе системой образования, а в дальнейшем
и самой личностью. В соответствии с возрастными периодами жизни человека
воспитание можно условно разделить на следующие этапы:
·
перинатальное
воспитание (включающее период беременности, роды и первые 3 года жизни
ребенка);
·
дошкольное
воспитание (от 3 до 7-8 лет);
·
школьное
воспитание (от 7-8 до 17-18 лет);
·
самовоспитание
( с 18-21 года, т.е. с момента, когда человек обретает относительную
самостоятельность, и продолжающееся на протяжении всей его сознательной жизни).
Рассматривая этапы воспитания человека, особо следует
выделить перинатальный. Перинатальное
воспитание – это создание условий для оптимального развития нервной системы
ребенка в течение основного периода роста и развития головного мозга и формирование
его полноценной психики, которая является базой для дальнейшего воспитания и формирования
у ребенка желаемых качеств личности. Таким образом, перинатальное воспитание
охватывает период развития человека от
зачатия до 3 лет. Термин «перинатальный»
в данном случае наиболее предпочтителен, поскольку перинатальным называют период развития ребенка с 28-й недели беременности по 8-й день после рождения, включая роды.
Таким образом, он заключает в себе сразу 3 этапа жизни ребенка – внутриутробный
период, процесс рождения и период последующей постнатальной жизни.
Сегодня не является открытием тот факт, что опыт и развитие
ребенка в первые 3 года жизни, являются базисной основой для всего последующего
развития человека. Поэтому можно с уверенностью сказать, что все достижения педагогической науки в
основном направлены на дальнейшую коррекцию ошибок, допущенных родителями в
раннем возрасте ребенка. Не допустить ошибок в воспитании ребенка раннего
возраста или свести их к минимуму призван специалист в области перинатального
воспитания – психолог-перинатолог.
Актуальность в специалисте такого рода возникла сравнительно недавно. Еще в
начале нашего столетия психиатры заметили, что причинами многих психических
расстройств и психосоматических заболеваний послужили события родов и
внутриутробного периода. Эти связи уже в 30-е годы XX столетия стали изучаться более
пристально. В результате многочисленных исследований было доказано, что от
течения беременности, родов, а также ухода и воспитания ребенка в первые три
года жизни зависит состояние физического и психического здоровья уже взрослого
человека.
Особенностью перинатального воспитания является
неразрывность уз, связывающих мать и дитя в этот период, их симбиотическое
единство. Воздействие на плод во время беременности, родов, а в дальнейшем на
младенца в период грудного вскармливания неизменно осуществляется только через
мать ребенка. Таким образом практическая работа психолога-перинатолога включает
в себя следующее: работа с беременными,
партнерство в родах, мягкая адаптация новорожденного к новым
условиям жизни, помощь матери в организации полноценного грудного
вскармливания, обучение матери
воспитанию ребенка и уходу за ним, а также оценка развития ребенка от рождения
до 3 лет.
Перинатальное воспитание неразрывно связано с другими
науками и находится на стыке возрастной
педагогики и семейной психологии.
Кроме этого оно тесно связано с возрастной
анатомией и физиологией человека,
учением о высшей нервной деятельности,
психологией и психиатрией. Для квалифицированной оценки состояния матери и
ребенка на всех этапах от зачатия до исполнения 3 лет жизни в перинатальном
воспитании используются достижения современной медицины, в частности данные акушерства, эмбриологии человека, педиатрии,
генетики и волновой генетики, физиологии лактации и грудного вскармливания.
Неотъемлемой частью перинатального воспитания является обучение матери основам
материнского поведения и воспитания у ребенка основных поведенческих навыков
(пищевое поведение, исследовательское поведение, и т.д.), что в свою очередь
затрагивает такие смежные дисциплины как этология
(наука о поведении), биология человека,
антропология. Перинатальное воспитание имеет также самую непосредственную
связь с этнографией. Традиционная культура
материнства, семейная и родильная обрядовость, приемы воспитания детей грудного
и раннего возраста, закрепленные в многовековой народной практике, позволяют
значительно обогатить педагогические возможности как специалистов так и
современных родителей.
Знания представленные в настоящем учебном пособии не
являются прерогативой специалиста, занимающегося этим профессионально. Основы
перинатального воспитания необходимы каждому, кто в своей работе так или иначе
сталкивается с беременными женщинами, кормящими матерями, новорожденными и
маленькими детьми. Они являются также чрезвычайно полезными для всех, кто
собирается стать или уже стал родителем, и послужат для них ориентиром в потоке
разноречивой информации, посвященной воспитанию детей раннего возраста.
Комментариев нет:
Отправить комментарий