Введение


    «Искусство воспитания имеет особенность, что почти всем оно кажется знакомым и понятным, а иным – даже легким, и тем понятнее и легче оно кажется, чем менее человек с ним знаком, теоретически или практически».

                                                   К.Д.Ушинский.


Воспитаниеэто процесс преднамеренного, целенаправленного формирования у детей желаемых качеств личности.

Сам процесс воспитание непрерывно сопровождает рост и развитие любого человека, который не находится в полной изоляции, а живет и растет в обществе. Говоря о ребенке, растущем в семье, под процессом воспитания обычно понимают организованную совместную деятельность семьи и дошкольных, а в дальнейшем школьных и внешкольных учреждений. В более широком смысле слова воспитание включает в себя не только целенаправленную деятельность, направленную на формирование определенных качеств личности ребенка, но и его общее окружение, социальную среду, моральные, этические и  религиозные убеждения, а также систему ценностей окружающих людей, которые воздействуют опосредованно. С другой стороны, процесс целенаправленного формирования желаемых личностных качеств начинается далеко не в дошкольном возрасте и не заканчивается получением аттестата зрелости. Например, особенности нервной системы и тип темперамента закладываются у ребенка еще в утробе матери и на их формирование накладывает отпечаток психоэмоциональное состояние женщины во время беременности, состояние ее здоровья, питание и многое другое. В то же время уже сформировавшийся зрелый человек может преднамеренно сформировать у себя какие-либо качества, то есть заняться своим собственным воспитанием. Если учесть, что личность формируется под воздействием совокупности объективных и субъективных, внутренних и внешних, природных и общественных факторов, то становится очевидным, что воспитание есть непрерывный процесс целенаправленного формирования личности, осуществляемый, сначала родителями этой личности, затем ими же в сотрудничестве с имеющейся в обществе системой образования, а в дальнейшем  и самой личностью. В соответствии с возрастными периодами жизни человека воспитание можно условно разделить на следующие этапы:
·      перинатальное воспитание (включающее период беременности, роды и первые 3 года жизни ребенка);
·      дошкольное воспитание (от 3 до 7-8 лет);
·      школьное воспитание (от 7-8 до 17-18 лет);
·      самовоспитание ( с 18-21 года, т.е. с момента, когда человек обретает относительную самостоятельность, и продолжающееся на протяжении всей его сознательной жизни).

Рассматривая этапы воспитания человека, особо следует выделить перинатальный. Перинатальное воспитание – это создание условий для оптимального развития нервной системы ребенка в течение основного периода роста и развития головного мозга и формирование его полноценной психики, которая является базой для дальнейшего воспитания и формирования у ребенка желаемых качеств личности. Таким образом, перинатальное воспитание охватывает период развития человека от зачатия до 3 лет. Термин «перинатальный» в данном случае наиболее предпочтителен, поскольку перинатальным называют период развития ребенка с 28-й недели беременности по 8-й день после рождения, включая роды. Таким образом, он заключает в себе сразу 3 этапа жизни ребенка – внутриутробный период, процесс рождения и период последующей постнатальной жизни.

Сегодня не является открытием тот факт, что опыт и развитие ребенка в первые 3 года жизни, являются базисной основой для всего последующего развития человека. Поэтому можно с уверенностью сказать, что все достижения педагогической науки в основном направлены на дальнейшую коррекцию ошибок, допущенных родителями в раннем возрасте ребенка. Не допустить ошибок в воспитании ребенка раннего возраста или свести их к минимуму призван специалист в области перинатального воспитания – психолог-перинатолог. Актуальность в специалисте такого рода возникла сравнительно недавно. Еще в начале нашего столетия психиатры заметили, что причинами многих психических расстройств и психосоматических заболеваний послужили события родов и внутриутробного периода. Эти связи уже в 30-е годы XX столетия стали изучаться более пристально. В результате многочисленных исследований было доказано, что от течения беременности, родов, а также ухода и воспитания ребенка в первые три года жизни зависит состояние физического и психического здоровья уже взрослого человека.

Особенностью перинатального воспитания является неразрывность уз, связывающих мать и дитя в этот период, их симбиотическое единство. Воздействие на плод во время беременности, родов, а в дальнейшем на младенца в период грудного вскармливания неизменно осуществляется только через мать ребенка. Таким образом практическая работа психолога-перинатолога включает в себя следующее: работа с беременными, партнерство в родах, мягкая адаптация новорожденного к новым условиям жизни, помощь матери в организации полноценного грудного вскармливания,  обучение матери воспитанию ребенка и уходу за ним, а также оценка развития ребенка от рождения до 3 лет.

Перинатальное воспитание неразрывно связано с другими науками и находится на стыке возрастной педагогики и семейной психологии. Кроме этого оно тесно связано с возрастной анатомией и физиологией человека, учением о высшей нервной деятельности, психологией и психиатрией. Для квалифицированной оценки состояния матери и ребенка на всех этапах от зачатия до исполнения 3 лет жизни в перинатальном воспитании используются достижения современной медицины, в частности данные акушерства, эмбриологии человека, педиатрии, генетики и волновой генетики, физиологии лактации и грудного вскармливания. Неотъемлемой частью перинатального воспитания является обучение матери основам материнского поведения и воспитания у ребенка основных поведенческих навыков (пищевое поведение, исследовательское поведение, и т.д.), что в свою очередь затрагивает такие смежные дисциплины как этология (наука о поведении), биология человека, антропология. Перинатальное воспитание имеет также самую непосредственную связь с этнографией. Традиционная культура материнства, семейная и родильная обрядовость, приемы воспитания детей грудного и раннего возраста, закрепленные в многовековой народной практике, позволяют значительно обогатить педагогические возможности как специалистов так и современных родителей.

Знания представленные в настоящем учебном пособии не являются прерогативой специалиста, занимающегося этим профессионально. Основы перинатального воспитания необходимы каждому, кто в своей работе так или иначе сталкивается с беременными женщинами, кормящими матерями, новорожденными и маленькими детьми. Они являются также чрезвычайно полезными для всех, кто собирается стать или уже стал родителем, и послужат для них ориентиром в потоке разноречивой информации, посвященной воспитанию детей раннего возраста.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Рецензия к книге "Ребенок от зачатия до года"

Аркадий Николаевич принимает участие в ежегодной аттестации специалистов материнских профессий Центра "Рожана" Книга "Ре...